Основные понятия
Словарь менеджера по персоналу
· Локальные нормативные акты (ЛНА) предприятия – единая система, связывающая все правоотношения между сотрудниками компании и ее администрацией (от поиска до увольнения).
· Кадровая политика – система принципов и норм, осознанных и определенным образом сформулированных, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы. В узком толковании – это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях людей и организации.
Система ЛНА
Цель: регламентировать правила игры между работником и работодателем
ЛНА кадровые
ЛНА финансовые и бухгалтерские
Обязательные
• Учредительные документы
• Устав
• Штатное расписание
• Трудовые договоры
• Договоры подряда
• Договоры оказания услуг
• Должностная инструкция
• График отпусков
• Коллективный договор
• Правила внутреннего трудового распорядка
• Положение о персональных данных и их защите
• Положение об аттестации и оценке
• Положение о компенсациях, льготах, премиях
• Положение о мотивации и оплате труда
• Положение о коммерческой тайне и режиме ее соблюдения
• Положение о внутриобъектовом режиме
Желательные
• Миссия компании
• Стратегия или задачи развития
• Кодекс компании
• Положение о подготовке (обучение) персонала
Вспомогательные
• Договоры с рекрутинговым агентством
• Договор о размещении объявлений в СМИ
• Шаблоны анкет
• Тесты
• Некоторые образцы кадровой документации (обходные листы)
• Примерный список вопросов к соискателям
• Методики проверки информации о соискателе
• Документы для получения ТМЦ и исключения задолженности
Учетная политика
• Бюджет
• Положение о движении ТМЦ
• Положение об управленческом учете
• Положение о бесплатной выдаче спецодежды, спецпитания и т. п.
Структура системы ЛНА
Разработку концепции, а также ее практическое исполнение берет на
себя обычно Служба персонала.
Основные положения концепции ЛНА, которые могу присутствовать в компании:
· существует единая целевая группа, для которой формируется система, внутренний рынок компании;
· должна существовать взаимосвязь и непротиворечивость всей системы и отдельных ее частей;
· ЛНА должны быть реалистичными и выполнимыми;
· ЛНА должны соответствовать законодательству, с одной стороны, и деловому обиходу компании – с другой;
· вся система и каждый ее элемент должны соответствовать этапу развития компании, ее целям и задачам;
· термины и понятия, применяемые во всех документах, должны быть единообразными;
· система должна быть гибкой и адаптивной.
Группы, на которые могу быть разбиты документы и регламенты:
1. Документы, системно связанные с трудовыми отношениями
В этой группе ЛНА необходимо выделить обязательные документы, среди которых:
· учредительные документы, Устав (определяют правомочность стороны трудовых отношений – Работодателя);
· трудовые договоры, договоры подряда и договоры оказания услуг;
· штатное расписание;
· должностные инструкции;
· Положение об отпусках и график отпусков;
· Коллективный договор;
· Правила внутреннего трудового распорядка (смотрите Каталог файлов), где отражены:
o порядок приема и увольнения работников;
o режим рабочего времени (ст. 100 ТК РФ);
o перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ),
o время предоставления перерыва в работе для отдыха и питания (ст. 108 ТК РФ);
o специальные перерывы для обогревания и отдыха для определенных видов работ (ст. 109 ТК РФ);
o дополнительный выходной день (ст. 111 ТК РФ);
o продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 119 ТК РФ);
o дни выдачи заработной платы (ст. 136 ТК РФ);
o дополнительные виды поощрений (ст. 191 ТК РФ);
· Положение о персональных данных и их защите;
· Положение об аттестации/оценке персонала;
· Положение о компенсациях, льготах, премировании;
· Положение о мотивации и оплате труда персонала;
· Положение о коммерческой тайне и режиме ее соблюдения;
· Положение о внутриобъектовом режиме.
Желательные документы:
· Миссия компании, ее стратегия;
· Положение о персонале (см. Каталог файлов);
· Положение о подготовке (обучении) персонала компании;
2. Документы, системно связанные с финансовыми и бухгалтерскими вопросами
Сюда входят документы, отражающие:
· учетную политику;
· бюджетирование;
· управленческий и бухгалтерский учет и отчетность;
· Положение о движении товарно-материальных ценностей;
· Положения о бесплатной выдаче спецодежды, спецпитания.
3. Документы вспомогательного характера
В группу этих документов входят:
· договор с рекрутинговым агентством;
· договор о размещении объявлений в СМИ по поиску и подбору персонала;
· шаблоны анкет кандидата, сотрудника компании, тесты;
· некоторые образцы кадровой документации, которые необходимо вести на предприятии (например, воинский учет, обходные листы);
· примерный список вопросов, с помощью которых можно получить максимум информации о кандидате;
· различные методики проверки информации о кандидатах;
· документы, регламентирующие механизм получения материальных ценностей, исключения задолженности по различным направлениям работы (особенно в случае увольнения или ухода в отпуск) – акты сдачи-приемки, обходные листы.
Из перечисленного наиболее важными, на взгляд автора, являются Правила внутреннего распорядка и Положение о персонале, так как они в самой большой степени задают "правила игры" между персоналом и руководством компании. С этим связано и некоторое дублирование информации. В то же время между этими двумя документами есть некоторые различия. Самые принципиальные из них следующие.
· Положение о персонале – это в большей степени требование рынка труда, а Правила внутреннего трудового распорядка – требование законодательства Российской Федерации (например, ТК РФ).
· Положение о персонале охватывает более широкий круг вопросов,
норм и аспектов жизни и работы сотрудника в компании (например,
особенности костюма и макияжа, которые приветствуются).
Сочетание этих двух документов позволяет корректно с этической и правовой точки зрения осуществлять менеджмент персонала.
1. Первый этап – составление "дерева" ЛНА.
2. Выбор документов, необходимых и полезных компании.
3. Ранжирование отобранных документов по важности и срочности
подготовки. Самые важные: Устав, Должностные инструкции, график отпусков, штатное
расписание, Правила внутреннего трудового распорядка,
Положение о периодической оценке персонала и Положение о персонале.
4. Составление плана-графика подготовки и согласования документов,
ввода их в действие.
5. Введение документов в действие, получение обратной связи. Если
необходимо, на этом этапе в ЛНА вносятся коррективы.
Инструктивные документы необходимо согласовывать с юристом и линейными руководителями. Также с самого начала важно согласовать предстоящую работу с руководством компании и заручиться поддержкой первого лица, поскольку на всех этапах разработки и внедрения ЛНА HR-службе приходится взаимодействовать с руководителями высшего и среднего звена, а для них создание таких документов, если цели ЛНА ими не поняты и не приняты, зачастую представляет собой неспецифичную и "лишнюю" работу.
Таким образом, описанная модель системы ЛНА позволит компании достаточно наглядно понять, каких элементов системы у нее нет, какие следует изменить или оптимизировать, а от каких можно вовсе отказаться.
Ценность описанного в статье свода ЛНА состоит в том, что он отражает как требования законодательства, так и здравого смысла и сложившейся практики в российских компаниях. Внеся необходимые коррективы, менеджеры по персоналу и руководители могут использовать эту концепцию в своих компаниях.
(по материалам статьи Муравьевой И.В.)